Быстрее звука: история скорости.

Тяга человека к скорости зародилась в тот самый момент, когда в мастерской Карла Бенца завелся первый в мировой истории запатентованный автомобиль. На этапе формирования автомобильной индустрии скорость являлась прекрасной рекламой и отличным способом показать достоинства автомобиля. Со временем отношение общества к автомобилю стало более цивилизованным — помимо динамики людей стали волновать комфорт, практичность и безопасность, а высокие скорости постепенно становились прерогативой гоночных болидов.

Историю рекордов скорости писали самоотверженные энтузиасты, конструкторы и гонщики, не побоявшиеся перешагнуть за грань неизвестного и зачастую жертвовавшие собой, пытаясь догнать свою мечту и покорить звуковой барьер, когда-то казавшийся неприступным. За всю историю автоспорта рекордов было установлено множество. Представляем вам некоторые из них, ставшие знаковыми вехами в истории эволюции скорости.

La Jamais Contente, 1899 год
Первым смельчаком, решившим проверить способности «самодвижущихся экипажей», стал французский автогонщик, потомок генерала армии Наполеона, граф Гастон де Шаслу-Лоба. По крайней мере, именно ему принадлежит первый официально зарегистрированный рекорд скорости. Надо сказать, что рекорд был установлен на рубеже веков, когда автомобильная промышленность только формировалась, и инженеры активно пробовали самые разные типы силовых установок, в том числе и электрические. Первый рекорд как раз и был установлен на электромобиле конструкции Шарля Жанто 18 декабря 1898 года. Граф Гастон сумел разогнать автомобиль до впечатляющих для того времени 63,149 километров в час. Вот тут-то и началась погоня за скоростью, которая продолжается по сей день.

Долго почивать на лаврах Гастону не дали: практически сразу на горизонте появился бельгиец Камиль Женатци, гонщик, инженер и владелец фабрики по производству экипажей на электрической тяге. Страстно желая доказать, что его компания производит самые быстрые автомобили, он навязал борьбу Шаслу-Лоба. Их дуэль была яркой и динамичной: попытки побить рекорд соперника предпринимались чуть ли не раз в две недели, гонщики попеременно перехватывали друг у друга пальму первенства. Скорости росли, пока Женатци все-таки не смог поднять планку действительно высоко: 29 апреля 1899 года на электромобиле La Jamais Contente (фр. Всегда недовольная) он сумел разогнаться до 105,876 км/ч, впервые в истории разменяв стокилометровый рубеж.


Ford 999, 1904 год
Холодным январским днем 1904 года на замерзшее озеро неподалеку от Детройта выехал Ford 999, за рулем которого сидел его создатель, Генри Форд. По ровному льду большого озера ему удалось разогнать свое детище до 147 км/ч. Этот рекорд продержался всего месяц, но Форду было нужно не это. Заезд на озере стал отличной рекламой его компании и демонстрацией его способностей как инженера.


Blue Bird, 1933 год
Знаменитый гонщик и журналист Малькольм Кэмпбелл установил на этом автомобиле множество рекордов скорости. Его сухопутная ракета приводилась в движение монструозным V12 от Rolls Royce объемом 36 литров, выдававшим 2 000 лошадиных сил. Технология производства шин в 30-е не могла предложить ничего, что могло бы справиться с такой мощностью. Пожалуй, именно из-за отсутствия хорошего сцепления болид смог разогнаться «всего» до 435 километров в час во время заезда в Дайтона Бич, штат Флорида, в 1933 году. В последующие два года Кэмпбелл занимался доводкой автомобиля. На задней оси появилась еще одна пара колес для улучшения сцепления. Старания гонщика не прошли даром: в 1935 году на соляных равнинах Бонневиля Кэмпбелл впервые в истории преодолел отметку в 300 миль в час (480км/ч).


Mercedes-Benz W125 Rekordwagen, 1938 год
Сначала это был гоночный болид, крайне успешно выступавший в кольцевых автогонках. Но к 1938 году инженеры Mercedes приодели его в аэродинамичный кузов, закрывавший колеса, и поставили 725-сильный V12. В январе 1938 года легендарный немецкий гонщик Рудольф Караччиола разогнался на этом автомобиле до 432,7 км/ч. Этот результат не был бы абсолютным рекордом — как мы помним, Кэмпбелл тремя годами ранее развил 480 км/ч — если бы не одно уточнение: эту скорость Караччиола развил на прямом участке немецкого автобана, то есть — на дороге общего пользования. Уникальный результат, так и сохранившийся в истории рекордов, как абсолют. Стоит отметить, что буквально через час после того, как рекорд был установлен, другой знаменитый немецкий гонщик, Бернд Роземайер, попытался превзойти только что установленный результат за рулем Auto Union Streamliner, но потерял управление и погиб в автокатастрофе. Скорость редко дает право на ошибку.


Green Monster, 1965 год
Арт Арфонс вырос в штате Огайо. С раннего детства у него развилась страсть к автомобилям и автогонкам. Став взрослым, он сумел добиться больших успехов в гонках по прямой и даже смог как-то победить самого Дона Гарлитса, которого считают одним из «отцов» драг рейсинга. К началу шестидесятых он уже был полностью поглощен идеей установить мировой рекорд и сконструировал целую серию автомобилей, большинство которых он назвал Green Monster. В ту послевоенную эпоху привычные двигатели внутреннего сгорания отошли на второй план, уступив место реактивной тяге. Как и в самом начале истории рекордов, у нашего героя появился серьезный соперник в лице гонщика Крейга Бридлава. Как Шаслу-Лоба и Женатци, Арфонс и Бридлав постоянно улучшали результат друг друга, пока не наступило 7 ноября 1965 года. В тот день Арфонс сумел разогнаться до невероятных 922,5 км/ч, улучшив результат Бридлава более чем на 30 километров в час. Однако триумф Арфонса оказался недолгим…


Spirit of America Sonic 1, 1965 год
Спустя всего восемь дней после того, как Эрфонс на «Green Monster» установил свой рекорд, Бридлав сделал ответный ход. Вряд ли он четко представлял себе все возможные последствия заезда, когда забирался в свой невероятный Spirit of America 15 ноября 1965 года. Он страстно хотел лишь одного — победить. На «Духе Америки» стоял реактивный двигатель J79 от истребителя F104 Starfighter — такой же стоял и в болиде Арфонса. И Бридлаву удалось победить. Став первым в мире человеком, разогнавшись на земле быстрее 600 миль в час, он развил 600,6 м/ч (около 960 километров в час). Арфонс уже ничего не смог противопоставить. Дуэль закончилась, а новый рекорд скорости продержался еще пять лет.


Goldenrod, 1965 год
В 1965 году этот болид не просто стал быстрейшим в мире автомобилем с двигателями внутреннего сгорания и приводом на колеса. Установленный им рекорд продержался целых 26 лет! Он приводился в движение четырьмя двигателями HEMI от Chrysler, выдававшими суммарно 3 000 лошадиных сил. В 1965 году Goldenrod под управлением пилота Боба Саммерса разогнался до исторических 655 километров в час. Сейчас болид выставлен на всеобщее обозрение в музее Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган.


Budweiser, 1979 год
История этого ракетомобиля полна тайн, слухов, недомолвок и противоречий. Он был сконструирован инженером Уильямом Фредриком на деньги режиссера Хэла Нидхема. По слухам, в 1979 году этот автомобиль под управлением пилота ВВС Стэна Баррета сумел преодолеть звуковой барьер. Так ли это? Ответ зависит от того, кого об этом спрашивать.

Попытка установить рекорд состоялась 17 декабря 1979 года на дне высохшего озера Роджерс рядом с базой ВВС США Эдвардс. Ни комиссия из Международной автомобильной федерации, ни представители Хронометрической ассоциации Южной Калифорнии, которая и фиксирует новые рекорды скорости на земле, во время заезда не присутствовали. Ракетомобиль якобы разогнался до 1183,456 км/ч, что с учетом низкой температуры воздуха (в тот день было почти -7 градусов) означало бы преодоление звукового барьера. Но показания скорости были не совсем точны: они были получены лишь с одного радара авиабазы. По неизвестным причинам, повторного официального заезда не состоялось. Рекорд не был зафиксирован, хотя многие эксперты обращают внимание на некоторые снимки, на которых хорошо видна ударная волна, а задние колеса отрываются от земли — два признака, указывающих на то, что болид перешел на «сверхзвук». Однако очевидцы рассказывали, что никакого характерного хлопка слышно не было. Споры продолжаются по сей день…

Thrust SSC, 1997 год
Это первый автомобиль, официально и неоспоримо преодолевший звуковой барьер. Он был разработан британскими инженерами Ричардом Ноблем, Гленном Баушером, Роном Айренсом и Джереми Блиссом. SSC приводится в движение двумя турбовентиляторными двигателями Rolls Royce суммарной мощностью 110 000 лошадиных сил, расход топлива составляет невообразимые 18 литров в секунду. 15 октября 1997 года пилот Королевских ВВС Энди Грин, управляя этим автомобилем, установил абсолютный рекорд скорости на земле — 1228 километров в час. Символично, что рекорд был установлен через 50 лет и один день после того, как американский пилот Чак Йегер впервые в истории человечества совершил полет на сверхзвуковой скорости.



Vesco Turbinator 2001 год



0

Автор публикации

не в сети 3 недели

Артём

2
Комментарии: 0Публикации: 29Регистрация: 20-05-2018

Читайте также:

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля